Правила тотальной пропаганды — как это работает

Валерий Соловей, доктор исторических наук, профессор и заведующий кафедрой по связям с общественностью МГИМО провел открытую лекцию о пропаганде как оружии массового поражения.

«Люди никогда не признаются себе в том что они совершают ошибки, подлые поступки или предательства — мы всегда находим благовидные объяснения для себя и убедительные для других, как нам кажется. Этот эффект и используется в масс-медиа поголовно.

Допустим масс-медиа нужно оправдать геноцид в отношении какой-то этнической группы или религиозной конфессии — как это делается?

Надо рассказать, что эти люди — это «нелюди» и они это заслужили, т.е. легитимировать право на жестокость и насилие.

Это делали и нацисты в 30-е годы, объясняли своим согражданами что евреи лишили их национального достояния и воткнули нож в спину.

Это делали народы тутси и хуту в Руанде в 1994 году, истребившие в ходе этнических чисток порядка 1 миллиона человек.

Люди способны объяснить для себя и объясняют всё что угодно. Поинтересуйтесь документальными историями о жизни маньяков — вы обнаружите, что все маньяки имели оправдание — для них виноваты всегда были другие.

Есть такое понятие «спираль молчания» — это то, что люди боятся высказать мнение, которое отличается от того, что звучит по телевизору. Им кажется что они находится в меньшинстве.

А ведь может быть так, что они находятся в большинстве — а телевизор говорит, что вы в меньшинстве. Этого очень просто добиться — создать эффект иллюзии большинства.

С телевизора звучат цифры, что 85% жителей поддерживают такие-то действия, 75% жителей поддерживают такого-то политика. И тут же выступает эксперт, который рассказывает почему это так и не может быть иначе.

Вот так с помощью нехитрых приемов телевидение создает иллюзию.

Но иногда эта спираль разрушается, и что самое любопытное — никто не знает почему, это просто случается и всё.

И тогда это «большинство» вдруг мгновенно исчезает. Мгновенно, по историческим меркам, это от нескольких лет до нескольких месяцев или недель.

И те 85%, о которых говорили на телевидении, исчезают — а значение имеют только эти 3% нонконформистов, которые говорили то что они думают. Они выходят — и за ними выходят другие, и мир меняется.

Все социальные перемены происходили таким образом, и в 19 веке и в 20-м и в 21-м происходит то же самое.»

Поделиться новостью с друзьями

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*