Курильские острова готовят к передаче Японии — к таким выводам пришли ряд аналитиков, проанализировав последние заявления политиков и новостной фон результатов последних российско-японских переговоров на высшем уровне.
Напомним, что 2 сентября 2016 года во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума премьер-министр Японии Синдзо Абэ обсудил с Владимиром Путиным, ставший за 70 лет уже историческим, территориальный вопрос о 4-х южных островах Курильской гряды.
По итогам переговоров президент Путин, ранее категорически заявлявший о том, что Россия ни при каких обстоятельствах не будет пересматривать вопрос принадлежности островов, теперь сообщил немного другое. По словам российского президента, Россия уже допускает компромисс в территориальном споре с Японией вокруг Курильской гряды.
Для решения вопроса, по мнению Владимира Путина необходимо чтобы «ни одна из сторон не чувствовала себя ни побежденной, ни проигравшей» а также «достижения высокого уровня доверия России с Японией», приведя в пример взаимоотношения с Китаем.
«Российское общественное мнение готовит к возврату Японии их Курильских остров» — считает популярный политический обозреватель Олег Пономарь, прокомментировавший причины резкого изменения риторики президента Путина — «Потому что деньги очень нужны».
Любопытно, что не смотря на твердые заверения российского президента о том, что «Россия ничего продавать не будет», пример решения аналогичного территориального вопроса с Китаем упомянут им был не случайно.
В 2008 году Россия официально передала Китаю, расположенные в русле реки Амур остров Тарабаров и половину Большого Уссурийского острова, находящиеся прямо напротив Хабаровска. Причем потеря половины Большого Уссурийского острова стала особенно болезненной для жителей города — у некоторых горожан там остались дачные участки.
Не смотря на то, что соглашение о демаркации участка границы с Китаем было подписано еще в 2004 году и ратифицировано на закрытом заседании Госдумы в 2005 году, в СМИ стало широко известно об этом событии только спустя несколько лет — факт передачи Китаю территорий старались не афишировать.
Высокий уровень доверия с Китаем, который приводил в пример президент России, очевидно связан с заключением в последние годы ряда крупных экономических контрактов, прежде всего в нефтегазовой сфере, а также определенную поддержку России во внешней политике, которая в некоторой мере существует со стороны Китая на международной арене.
Тут следует заметить, что динамика российско-китайских взаимоотношений по факту оказалась несколько иная — товарооборот между странами по итогам 2015 года составил 69 млрд. долларов, снизившись на 20 млрд. долларов по сравнению с 2014 годам. И в 2016 году отрицательная динамика пока сохраняется.
Очевидно, что после заявлений о «взаимовыгодном решении» вопроса Курильских островов выгода Японии может состоять лишь в получении контроля над территориями. А выгода России может просматриваться в экономической и финансовых сферах.
При этом вопрос о заключении мирного договора будет служить лишь информационным прикрытием — его значение в последние время слишком преувеличено. Отсутствие подписанного мирного соглашения не мешало на протяжении десятков лет мирному сосуществованию и сотрудничеству с Японией.
Не исключено, что последние договоренности по судьбе южных Курил будут достигнуты уже в декабре 2016 года во время намеченного официального визита президента России в Японию. Отправной точкой территориальной сделки вероятно станет соглашение, заключенное между СССР и Японией в 1956 году, ведь неслучайно именно его упомянул по итогам переговоров сам Владимир Путин.
По соглашению 1956 года Советский Союз якобы соглашался на передачу Японии двух южных островов Курильской гряды Шикотан и Хабомаи (малая гряда) после подписания мирного договора, содержащего ряд выдвинутых условий, в том числе военно-политического плана, таких как отсутствие поблизости военных баз. По утверждениям российской стороны эти условия Япония выполнять отказалась, что стало причиной сохранения статус-кво. Следует заметить, что далеко не все тут зависело от самой Японии — на острове Окинава еще со времен 2-й мировой войны расположены крупнейшие американские военные базы с контингентом широких всех родов войск, вывод которых в обозримом будущем не предвидится.
В целом же Япония претендует на 4 российских острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи, которые японцы считают своими оккупированными территориями и официально включают их в состав префектуры Хоккайдо.
Показательным является и факт активной подготовки японской стороной к получению контроля над новыми территориями. На днях стало известно о том, что правительство Японии утвердило условия, разрешающие нынешним жителям Курил, являющимися гражданами России, остаться проживать на своих землях при вхождении в состав Японии — как сообщает газета «Mainichi».
Очевидно, что по примеру китайского варианта, южные Курилы ожидают активного освоения японскими инвестициями и инфраструктурными совместными проектами с постепенным заселением мигрантов страны восходящего солнца. И уже после того как в российском обществе свыкнутся с мыслью «японизации» южных территорий, состоится формальная передача островов под юрисдикцию Японии.
Оставить комментарий